Музей Природы

14 января 2014 в ГОУ ДЮЦ «Виктория» был открыт Музей «Природы».

В современном мире возникла острая необходимость решения проблем природоохранной деятельности, сохранения, восстановления и воспроизводства природно-ресурсного потенциала.

Это одна из актуальных глобальных проблем современности, для решения которой необходимо воспитывать у подрастающего поколения понимания того, что деятельность человека в природе должна строго соответствовать её законам. Лишь при формировании экологически грамотного человека, мы придём в будущем к пониманию жизни и развития природной среды как целостной природной системы, в которой всё взаимосвязано. «Чем мы будем экологически грамотнее, тем скорее вылечим Россию от тяжёлых экологических болезней» (Наумова Л.Г.)

Музей «Природы», созданный в Детско-юношеском центре «Виктория» в 2010 году, имеет огромное значение для формирования экологической грамотности у детей, так как именно здесь они применяют и закрепляют на практике те знания, которые приобрели во время экскурсий в лесопарк, на пруд или озеро, по городу и пр.

Общеизвестно, что понятия вырабатываются у детей быстрее в результате самостоятельного действия с каким-либо предметом, а подлинный музейный предмет, обладающий глубоким значением и смыслом, дает пищу для размышлений и раздумий. Таким образом, обращаясь к эмоциональной сфере учащегося, можно решать сложнейшую психологическую задачу - включение общечеловеческих ценностей в духовный мир ребенка, формирование основ экологической грамотности.

На базе музейных коллекций педагог совместно с детьми определяет темы для научно-исследовательской и творческой деятельности. Многие из них являются основой для новых экспозиций. Таким образом, становится очевидным значение музея в развитии самодеятельности, творческой активности ребенка, формировании у него основ исследовательской деятельности и информационной компетентности, то есть решается основная задача нового ФГОС – формирование у детей «умения учиться».

Большое внимание в работе музея уделяется и вопросам музееведения: в фондах музея собраны разнообразные коллекции и предметы, которые предоставляют возможность детям знакомиться с окружающим миром, разнообразием животных и птиц, их жизнедеятельностью, а также со средой их обитания. Таким образом, дополняется и расширяется знания по биологии, экологии, краеведению и иным смежным дисциплинам.

Цель работы музея : формирование у детей эколого-биологических знаний, готовности к творческо-исследовательской деятельности, развитие у них «социального экологического интеллекта», воспитание потребности участвовать в сохранении и развитии природно-экологических территорий.

Задачи:

• воспитание бережного отношения к окружающей среде;

• развитие чувства причастности к судьбе родной земли;

• формирование естественно-научного сознания;

• создание ситуации соприкосновения с естественно-научным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;

• обучение основам исследовательской работы;

• воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;

• воспитание активной жизненной позиции.